Для каких целей нужно инструментальное программное обеспечение. Какие программы называются инструментальными. VisualBasicforApplication интерфейс, основные функции и возможности


Инструмента́льное програ́ммное обеспе́чение - программное обеспечение, предназначенное для использования в ходе проектирования, разработки и сопровождения программ, в отличие от прикладного и системного программного обеспечения.

Инструментальный уровень (трансляторы и компиляторы языков программирования, системы программирования), обеспечивают создание новых программ для персонального компьютера.

Язык программирования - формальная знаковая система, предназначенная для описания алгоритмов в форме, которая удобна для исполнителя (например, компьютера). Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы. Он позволяет программисту точно определить то, на какие события будет реагировать компьютер, как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими данными при различных обстоятельствах.

Языки программирования подразделяются на низкоуровневые и высокоуровневые языки.

Низкоуровневый язык программирования - язык программирования, близкий к программированию непосредственно в машинных кодах.

Как правило, использует особенности конкретного семейства процессоров. Общеизвестный пример низкоуровнего языка - язык ассемблера .

Высокоуровневый язык программирования - язык программирования, разработанный для быстроты и удобства использования программистом. Слово «высокоуровневый» здесь означает, что язык предназначен для решения абстрактных высокоуровневых задач и оперирует не инструкциями к оборудованию, а логическими понятиями и абстракцией данных. Это позволяет быстрее программировать сложные задачи и обеспечивает относительную независимость от оборудования. Использование разнообразных трансляторов и интерпретаторов обеспечивает связь программ, написанных при помощи языков высокого уровня, с различными операционными системами и оборудованием, в то время как их исходный код остаётся, в большей части, неизменным.

Такого рода оторванность высокоуровневых языков от аппаратной реализации компьютера помимо множества плюсов имеет и минусы. В частности, она не позволяет создавать простые и точные инструкции к используемому оборудованию. Программы написанные на языках высокого уровня, проще для понимания программистом, но гораздо менее эффективны, чем их аналоги, создаваемые при помощи низкоуровневых языков. Одним из следствий этого стало добавление поддержки того или иного языка низкого уровня (язык ассемблера) в большинство современных профессиональных высокоуровневых языков программирования.

Наиболее распространёнными языками подобного типа являются C++ , Visual Basic , Java , Python , Ruby , Perl , Delphi , PHP .


Языки программирования также можно разделить на компилируемые и интерпретируемые .

Программа на компилируемом языке при помощи специальной программы компилятора преобразуется (компилируется) в набор инструкций для данного типа процессора (машинный код) и далее записывается в исполняемый файл, который может быть запущен на выполнение как отдельная программа. Другими словами, компилятор переводит программу с языка высокого уровня на низкоуровневый язык, понятный процессору.

Если программа написана на интерпретируемом языке, то интерпретатор непосредственно выполняет (интерпретирует) её текст без предварительного перевода. При этом программа остаётся на исходном языке и не может быть запущена без интерпретатора. Можно сказать, что процессор компьютера - это интерпретатор машинного кода.

Кратко говоря, компилятор переводит программу на машинный язык сразу и целиком, создавая при этом отдельную программу, а интерпретатор переводит на машинный язык прямо во время исполнения программы.

Разделение на компилируемые и интерпретируемые языки является несколько условным. Так, для любого традиционно компилируемого языка, как, например, Паскаль , можно написать интерпретатор. Кроме того, большинство современных «чистых» интерпретаторов не исполняют конструкции языка непосредственно, а компилируют их в некоторое высокоуровневое промежуточное представление (например, с разыменованием переменных и раскрытием макросов).

Для любого интерпретируемого языка можно создать компилятор - например, язык Лисп , изначально интерпретируемый, может компилироваться без каких бы то ни было ограничений. Создаваемый во время исполнения программы код может так же динамически компилироваться во время исполнения.

Как правило, скомпилированные программы выполняются быстрее и не требуют для выполнения дополнительных программ, так как уже переведены на машинный язык. Вместе с тем при каждом изменении текста программы требуется ее перекомпиляция, что создает трудности при разработке. Кроме того, скомпилированная программа может выполняться только на том же типе компьютеров и, как правило, под той же операционной системой, на которую был рассчитан компилятор. Чтобы создать исполняемый файл для машины другого типа, требуется новая компиляция.

Интерпретируемые языки обладают некоторыми специфическими дополнительными возможностями, кроме того, программы на них можно запускать сразу же после изменения, что облегчает разработку. Программа на интерпретируемом языке может быть зачастую запущена на разных типах машин и операционных систем без дополнительных усилий. Однако интерпретируемые программы выполняются заметно медленнее, чем компилируемые, кроме того, они не могут выполняться без дополнительной программы-интерпретатора.

Некоторые языки, например, Java и C# , находятся между компилируемыми и интерпретируемыми. А именно, программа компилируется не в машинный язык, а в машинно-независимый код низкого уровня, байт-код . Далее байт-код выполняется виртуальной машиной. Для выполнения байт-кода обычно используется интерпретация, хотя отдельные его части для ускорения работы программы могут быть транслированы в машинный код непосредственно во время выполнения программы по технологии компиляции «на лету» (Just-in-time compilation ). Для Java байт-код исполняется виртуальной машиной Java (Java Virtual Machine ), для C# - Common Language Runtime .

Классы языков программирования. Условно, языки программирования можно разделить на следующие классы (рис. 2.).

В языках функционального программирования основными конструктивными элементами являются функции. Тексты программ на функциональных языках программирования описывают «как решить задачу», но не предписывают последовательность действий для решения.

В качестве основных свойств функциональных языков программирования обычно рассматриваются следующие:

· краткость и простота;

· строгая типизация;

· модульность;

· функции - объекты вычисления;

· чистота (отсутствие побочных эффектов);

· отложенные (ленивые) вычисления.


Рис. 2. Классы языков программирования

Примеры языков функционального программирования: Лисп, Haskell, Clean, ML и др.

Процедурное программирование - это парадигма программирования, основанная на концепции вызова процедуры . Процедуры, также известны как подпрограммы, методы, или функции (это не математические функции, но функции, подобные тем, которые используются в функциональном программировании). Процедуры просто содержат последовательность шагов для выполнения. В ходе выполнения программы любая процедура может быть вызвана из любой точки, включая саму данную процедуру.

Примеры процедурных языков программирования: Ада, Бейсик, Си, Си++, Паскаль, Visual Basic, Dilphi и др.

Язык описания интерфейсов или IDL (англ. Interface Description Language ) - чисто описательный компьютерный язык, синтаксически похожий на C++.

Примеры языков описания интерфейсов: CORBA IDL (разработан OMG для описания интерфейсов распределённых объектов - названий методов и типов переменных-аргументов), COM IDL (аналогичная CORBA IDL разработка Microsoft, созданная для описания интерфейсов между модулями COM).

Объектно-ориентированный язык программирования (ОО язык) - язык, благоприятствующий объектно-ориентированному программированию. В современных ОО языках используются методы:

Наследование . Создание нового класса объектов путём добавления новых элементов (методов). В данный момент ОО языки позволяют выполнять множественное наследование, т.е. объединять в одном классе возможности нескольких других классов.

Инкапсуляция . Сокрытие данных, которое (при грамотной реализации) позволяет вносить изменения в части программы безболезненно для других её частей. Что существенно упрощает сопровождение и модернизацию программного обеспечения.

Полиморфизм . При наследовании некоторые части (методы) родительского класса заменяются новыми, реализующими специфические для данного потомка действия. Таким образом, интерфейс классов остаётся прежним, а реализация методов с одинаковым названием и набором параметров различается.

Типизация . Позволяет устранить многие ошибки на момент компиляции, операции проводятся только над объектами подходящего типа.

Примеры ОО-языков программирования: Си++, Delphi (Object Pascal), С#, Java и др.

Логическое программирование - парадигма программирования, а также раздел дискретной математики изучающий методы и возможности этой парадигмы, основанная на выводе новых фактов из данных фактов согласно заданным логическим правилам. Логическое программирование основано на теории математической логики. Самым известным языком логического программирования является Пролог , являющийся по своей сути универсальной машиной вывода, работающей в предположении замкнутости мира фактов.

Скриптовый язык (англ. scripting language , также называют язык сценариев ) - язык программирования, разработанный для записи «сценариев», последовательностей операций, которые пользователь может выполнять на компьютере. Простые скриптовые языки раньше часто называли языками пакетной обработки (batch languages ). Сценарии всегда интерпретируются, а не компилируются.

В прикладной программе, сценарий (скрипт ) - это программа, которая автоматизирует некоторую задачу, которую без сценария пользователь делал бы вручную, используя интерфейс программы.

Примеры скриптовых языков программирования: VBA (Visual Basic Application), AutoLISP, 3DMAX Script, JCL, JavaScript и др.

В настоящее время, широкое использование компьютерных систем с кластерными и GRID-архитектурами поставило задачу создания высокоуровневых, мощных и лёгких для использования языков программирования, которые бы позволили создавать сложные, но в то же время быстрые приложения, эффективно использующие параллельные вычисления . Одним из таких языков в настоящее время является MC# (высокоуровневый объектно-ориентированный язык программирования для платформы.NET, поддерживающий создание программ, работающих в распределённой среде с асинхронными вызовами).

Вопросы для самопроверки:

1. Программное обеспечение.

2. Базовый уровень.

3. Системный уровень программного обеспечения.

4. Служебный уровень программного обеспечения.

5. Прикладной уровень программного обеспечения.

6. Что называется драйверами устройств?

7. Что называется утилитами?

8. Дайте определение языка программирования.

9. Что такое интерпретатор?

10. Что такое компилятор?

11. Приведите примеры языков программирования низкого и высокого уровней, в чём их отличие?

12. Какие классы языков программирования можно выделить? Приведите примеры для каждого класса.

13. Назовите основные свойства функциональных языков программирования

14. Назовите какие методы используются в современных объектно-ориентированных языках программирования.

15. Что такое сценарий (скрипт)?

НХИ-1, 20.02.12

Инструментальные системы программирования.

Транслятор, компилятор, интерпретатор

Трансляторы для компьютеров реализуются в виде компиляторов и интерпретаторов , которые существенно различаются.

Компилято р читает текст исходной программы целиком , транслирует ее и создает программу на машинном языке, которая затем целиком выполняется компьютером или заносится в отдельный файл.

Интерпретатортранслирует и выполняет операторы отдельными строками программы. Поэтому программа, обрабатываемая интерпретатором, переводится на машинный язык при каждом запуске программы.

Инструментальные системы программирования предоставляют пользователям средства разработки программ. В них входят:

· компилятор и/или интерпретатор;

· средства создания и редактирования текстов программ;

· библиотеки стандартных программ и функций;

· диалоговая среда для пользователя;

· графические библиотеки и утилиты для работы с библиотеками

· и другие средства.

К инструментальным системам программирования относятся Turbo Basic , Quick Basic , Turbo Pascal , Turbo C, Delphy, Builder .

Язык Бейсик создан как язык для начинающих.

Язык Паскаль разработан Никласом Виртом для обучения студентов программированию. Паскаль – это язык структурного программирования . Расширенный вариант языка – Turbo Pascal .

Язык Си соединяет свойства языка высокого уровня с возможностями использования программирования как на языке Ассемблера.

Современныесистемы программирования: Borland Delphi , Microsoft Visual Basic, Borland C++ , которые предназначены для создания программ в среде Windows и предоставляют удобные средства визуальной разработки.

К инструментальным программам относятся:

· редакторы;

· средства компоновки программ;

· отладочные программы;

· графические пакеты программ и т.п.

Инструментальные программные средства используются на всех стадиях разработки программного обеспечения.

1. Классификация программного обеспечения

Назначением ЭВМ является выполнение программ. Программа содержит команды, определяющие порядок действии компьютера. Совокупность программ для компьютера образует программное обеспечение (ПО) . По функциональному признаку различают системное и прикладное программное обеспечение.

В первом приближении все программы, работающие на компьютере, можно условно разделить на три категории (смотри рисунок) :

1. прикладные программы , непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых пользователям работ;

2. системные программы , выполняющие различные вспомогательные функции, например:

    управление ресурсами компьютера;

    создание копий используемой информации;

    проверка работоспособности устройств компьютера;

    выдача справочной информации о компьютере и др.;

3. инструментальные программные системы , облегчающие процесс создания новых программ для компьютера.

При построении классификации ПО нужно учитывать тот факт, что стремительное развитие вычислительной техники и расширение сферы приложения компьютеров резко ускорили процесс эволюции программного обеспечения.

Если раньше можно было по пальцам перечислить основные категории ПО - операционные системы, трансляторы, пакеты прикладных программ, то сейчас ситуация коренным образом изменилась.

Развитие ПО пошло как вглубь (появились новые подходы к построению операционных систем, языков программирования и т.д.), так и вширь (прикладные программы перестали быть прикладными и приобрели самостоятельную ценность).

Соотношение между требующимися программными продуктами и имеющимися на рынке меняется очень быстро. Даже классические программные продукты, такие, как операционные системы, непрерывно развиваются и наделяются интеллектуальными функциями, многие из которых ранее относились только к интеллектуальным возможностям человека.

Кроме того, появились нетрадиционные программы, классифицировать которые по устоявшимся критериям очень трудно, а то и просто невозможно, как, например, программа - электронный собеседник.

На сегодняшний день можно сказать, что более или менее определённо сложились следующие группы программного обеспечения:

    операционные системы и оболочки;

    системы программирования (трансляторы, библиотеки подпрограмм, отладчики и т.д.);

    инструментальные системы;

    интегрированные пакеты программ;

    динамические электронные таблицы;

    системы машинной графики;

    системы управления базами данных (СУБД);

    прикладное программное обеспечение.

Структура программного обеспечения показана на рисунке . Разумеется, эту классификацию нельзя считать исчерпывающей, но она более или менее наглядно отражает направления совершенствования и развития программного обеспечения.

Операционная система (ОС) -система программ, предназначенная для управления устройствами ЭВМ, управления обработкой и хранением данных, обеспечения пользовательского интерфейса.

Операционная система обычно хранится во внешней памяти компьютера - на диске. При включении компьютера она считывается с дисковой памяти и размещается в ОЗУ.
Этот процесс называется загрузкой операционной системы.

В функции операционной системы входит:

Осуществление диалога с пользователем;
ввод-вывод и управление данными;
планирование и организация процесса обработки программ;
распределение ресурсов (оперативной памяти и кэша, процессора, внешних устройств);
запуск программ на выполнение;
всевозможные вспомогательные операции обслуживания;
передача информации между различными внутренними устройствами;
программная поддержка работы периферийных устройств (дисплея, клавиатуры, дисковых накопителей, принтера и др.).

В зависимости от количества одновременно обрабатываемых задач и числа пользователей, которых могут обслуживать ОС, различают четыре основных класса операционных систем:

1. однопользовательские однозадачные, которые поддерживают одну клавиатуру и могут работать только с одной (в данный момент) задачей;

2. однопользовательские однозадачные с фоновой печатью , которые позволяют помимо основной задачи запускать одну дополнительную задачу, ориентированную, как правило, на вывод информации на печать. Это ускоряет работу при выдаче больших объёмов информации на печать;

3. однопользовательские многозадачные , которые обеспечивают одному пользователю параллельную обработку нескольких задач. Например, к одному компьютеру можно подключить несколько принтеров, каждый из которых будет работать на "свою" задачу;

4. многопользовательские многозадачные , позволяющие на одном компьютере запускать несколько задач нескольким пользователям. Эти ОС очень сложны и требуют значительных машинных ресурсов.

В различных моделях компьютеров используют операционные системы с разной архитектурой и возможностями. Для их работы требуются разные ресурсы. Они предоставляют разную степень сервиса для программирования и работы с готовыми программами.

Операционная система для персонального компьютера, ориентированного на профессиональное применение, должна содержать следующие основные компоненты:

Программы управления вводом/выводом;
программы, управляющие файловой системой и планирующие задания для компьютера;
процессор командного языка, который принимает, анализирует и выполняет команды, адресованные операционной системе.
Каждая операционная система имеет свой командный язык, который позволяет пользователю выполнять те или иные действия:
обращаться к каталогу;
выполнять разметку внешних носителей;
запускать программы;
... другие действия.

Анализ и исполнение команд пользователя, включая загрузку готовых программ из файлов в оперативную память и их запуск, осуществляет командный процессор операционной системы.

Для управления внешними устройствами компьютера используются специальные системные программы - драйверы. Драйверы стандартных устройств образуют в совокупности базовую систему ввода-вывода (BIOS), которая обычно заносится в постоянное ЗУ компьютера.

Современные операционные системы для ПЭВМ отличаются друг от друга, прежде всего ориентацией на машины определенного класса, поддерживаемыми ими режимами обработки, предоставляемыми сервисными возможностями. Примерами ОС для ПЭВМ являются СР/М, MS DOS, OS/2 Warp (IBM), Windows 95 (Microsoft).

Инструментальные программные средства - это программы, которые используются в ходе разработки, корректировки или развития других прикладных или системных программ.

По своему назначению они близки системам программирования. К инструментальным программам, например, относятся:

    редакторы;

    средства компоновки программ;

    отладочные программы, т.е. программы, помогающие находить и устранять ошибки в программе;

    вспомогательные программы, реализующие часто используемые системные действия;

    графические пакеты программ и т.п.

Инструментальные программные средства могут оказать помощь на всех стадиях разработки ПО.

Исходя из задач, поставленных перед инструментальным программным обеспечением, можно выделить большое количество различных по назначению видов инструментального программного обеспечения:

1) Текстовые редакторы

2) Интегрированные среды разработки

4) Компиляторы

5) Интерпретаторы

6) Линковщики

7) Парсерыигенераторы парсеров(см.Javacc)

8) Ассемблеры

9) Отладчики

10) Профилировщики

11) Генераторы документации

12) Средства анализа покрытия кода

13) Средства непрерывной интеграции

14) Средства автоматизированного тестирования

15) Системы управления версиямии др.

Следует отметить, что оболочки для создания прикладных программ создаются также инструментальными программами и поэтому могут быть отнесены к прикладным программам. Рассмотрим кратко назначения некоторых инструментальных программ.

Заключение

Итак, подытожив все вышесказанное, следует отметить, что инструментальное программное обеспечение является одним из видов программного обеспечения, обладая его общими задачами и функциями.

Однако, являясь узкоспециализированным видом программного обеспечения, обладает определенным набором уникальных свойств и функций, обеспечивающих решение свойственных ему задач.

Необходимо отметить наметившуюся тенденцию к упрощению процесса программирования и создания определенного подкласса – полупрофессиональное программирование для прикладных целей.

Именно это позволит опытному пользователю компьютера, но не профессиональному программисту, создавать некие приложения и небольшие исполняемые в среде Microsoft Office файлы, используемые в первую очередь для целей учета и обеспечения документооборота в небольших компаниях.

Именно с этой целью Microsoft был разработан программный комплекс Visual Basic for Application, позволяющий облегчить процесс программирования и давший возможность заниматься прикладным программированием пользователям, а не программистам. Данная возможность была реализована в первую очередь путем создания раздела программы – «Редактор сценариев» и возможности записывать и исполнять «Макросы», как отдельную разновидность графически программируемых модулей. Реализована возможность создания приложений сграфическим интерфейсомдля MSWindows. Также достоинством данного вида инструментального программного обеспечения является простойсинтаксис, позволяющий очень быстро освоить язык, и применять его для программирования во всех стандартных приложениях Microsoft Office.

Поэтому трудно переоценить значение инструментального обеспечения в целом, и Visual Basic for Application в частности, хотя недостатки, а о них было сказано выше, также имеют место. Но это скорее даже не негативные стороны продукта, а ориентиры для дальнейшего совершенствования инструментального обеспечения в лице Visual Basic for Application.

Список использованных источников

1. Алгоритмические языки реального времени /Под ред. Янга С./ 2004 г.

2. Журнал PC Magazine Russian Edition №2 2008г. Компьютер сегодня.

3. Информатика. /Под ред. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К/ – М.: ACADEMIA, 2000.

4. Информатика и информационные технологии: Учебник /Под ред. Романова Д.Ю./ ООО «издательство «Эксмо», 2007.

5. Новейшая энциклопедия персонального компьютера /Под ред. Леонтьева В. /Москва, 1999 год. – 271 с.

6. Новые языки программирования и тенденции их развития /Под ред. Ушковой В./ 2001 г.

7. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И./ – М.: Педагогическое общество Россия, 2000.

8. Программирование для Microsoft Excel 2000 за 21 день. /Под ред. Хариса М./ – М.: Вильямс, 2000.

9. Симонович С. Информатика: базовый курс. Учеб. для ВУЗов. СПб, Питер, 2002 г.

10. С Excel 2000 без проблем. /Под ред. Ковальски/ – М.: Бином, 2000.

11. «Эффективная работа в Windows 98» /Под ред. Стинсона К./ 2000 год. – 247 с.

12. Языки программирования. кн.5 /Под ред. Ваулина А.С./ 2003 г.

13. Языки программирования: разработка и реализация /Под ред. Терренса П./ 2001 г.

14. Электронный учебник по информатике. Алексеев Е.Г.http://www.stf.mrsu.ru/economic/lib/Informatics/text/Progr.html \

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание 1

Инструментальное программное обеспечение, его назначение и состав

Задание 2

Первый этап - постановка задачи

Второй этап - экономико-математическое описание задачи и выбор метода ее решения

Третий этап - алгоритмизация

Четвертый этап - программирование

Пятый этап - отладка

Список используемой литературы

Задание 1

Инструментальное программное обеспечение, его назначение и состав

Программное обеспечение

Совокупность программ, предназначенная для решения задач на ПК, называется программным обеспечением. Состав программного обеспечения ПК называют программной конфигурацией.

Программное обеспечение, можно условно разделить на три категории:

системное ПО (программы общего пользования), выполняющие различные вспомогательные функции, например создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.д.

прикладное ПО, обеспечивающее выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, обработка информационных массивов и т.д.

инструментальное ПО (системы программирования), обеспечивающее разработку новых программ для компьютера на языке программирования.

Системное ПО

Это программы общего пользования не связаны с конкретным применением ПК и выполняют традиционные функции: планирование и управление задачами, управления вводом-выводом и т.д.

Другими словами, системные программы выполняют различные вспомогательные функции, например, создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.п.

К системному ПО относятся:

операционные системы (эта программа загружается в ОЗУ при включении компьютера) метод использование прикладной программа

программы - оболочки (обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером, чем с помощью командной строки DOS, например, Norton Commander)

операционные оболочки - интерфейсные системы, которые используются для создания графических интерфейсов, мультипрограммирования и.т.

Драйверы (программы, предназначенные для управления портами периферийных устройств, обычно загружаются в оперативную память при запуске компьютера)

утилиты (вспомогательные или служебные программы, которые представляют пользователю ряд дополнительных услуг)
К утилитам относятся:

диспетчеры файлов или файловые менеджеры

средства динамического сжатия данных (позволяют увеличить количество информации на диске за счет ее динамического сжатия)

средства просмотра и воспроизведения

средства диагностики; средства контроля позволяют проверить конфигурацию компьютера и проверить работоспособность устройств компьютера, прежде всего жестких дисков

средства коммуникаций (коммуникационные программы) предназначены для организации обмена информацией между компьютерами

средства обеспечения компьютерной безопасности (резервное копирование, антивирусное ПО).

Необходимо отметить, что часть утилит входит в состав операционной системы, а другая часть функционирует автономно. Большая часть общего (системного) ПО входит в состав ОС. Часть общего ПО входит в состав самого компьютера (часть программ ОС и контролирующих тестов записана в ПЗУ или ППЗУ, установленных на системной плате). Часть общего ПО относится к автономными программам и поставляется отдельно.

Прикладное ПО

Прикладные программы могут использоваться автономно или в составе программных комплексов или пакетов. Прикладное ПО - программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, создание электронных таблиц и т.д.

Пакеты прикладных программ - это система программ, которые по сфере применения делятся на проблемно - ориентированные, пакеты общего назначения и интегрированные пакеты. Современные интегрированные пакеты содержат до пяти функциональных компонентов: тестовый и табличный процессор, СУБД, графический редактор, телекоммуникационные средства.

К прикладному ПО, например, относятся:

Комплект офисных приложений MS OFFICE

Бухгалтерские системы

Финансовые аналитические системы

Интегрированные пакеты делопроизводства

CAD - системы (системы автоматизированного проектирования)

Редакторы HTML или Web - редакторы

Браузеры - средства просмотра Web - страниц

Графические редакторы

Инструментальное ПО

Инструментальное ПО или системы программирования - это системы для автоматизации разработки новых программ на языке программирования.

В самом общем случае для создания программы на выбранном языке программирования (языке системного программирования) нужно иметь следующие компоненты:

1. Текстовый редактор для создания файла с исходным текстом программы.

2. Компилятор или интерпретатор. Исходный текст с помощью программы-компилятора переводится в промежуточный объектный код. Исходный текст большой программы состоит из нескольких модулей (файлов с исходными текстами). Каждый модуль компилируется в отдельный файл с объектным кодом, которые затем надо объединить в одно целое.
3. Редактор связей или сборщик, который выполняет связывание объектных модулей и формирует на выходе работоспособное приложение - исполнимый код.

Исполнимый код - это законченная программа, которую можно запустить на любом компьютере, где установлена операционная система, для которой эта программа создавалась. Как правило, итоговый файл имеет расширение.ЕХЕ или.СОМ.

4. В последнее время получили распространение визуальный методы программирования (с помощью языков описания сценариев), ориентированные на создание Windows-приложений. Этот процесс автоматизирован в средах быстрого проектирования. При этом используются готовые визуальные компоненты, которые настраиваются с помощью специальных редакторов.

Наиболее популярные редакторы (системы программирования программ с использованием визуальных средств) визуального проектирования:

Borland Delphi - предназначен для решения практически любых задачи прикладного программирования

Borland C++ Builder - это отличное средство для разработки DOS и Windows приложений

Microsoft Visual Basic - это популярный инструмент для создания Windows-программ

Microsoft Visual C++ - это средство позволяет разрабатывать любые приложения, выполняющиеся в среде ОС типа Microsoft Windows.

Задание 2

Сформируйте и заполните накопительную ведомость начисления оплаты номеров гостиницы "Старт" за март 2004 года. Номера в гостинице 1-местные стоят для каждого клиента 750 руб. в день, 2-местные - 650 руб. с каждого клиента. Номер можно забронировать. Бронь в гостинице может быть двух видов: групповая и индивидуальная и оплачивается отдельно. При бронировании на группу оплата за первый день проживания увеличивается на 25% от стоимости номера, в тех случаях, когда брони нет или она индивидуальная, доплаты нет.

Тип брони и количество дней проживания в каждом номере представлены в таблице.

Рассчитайте оплату за бронь для каждого номера, если такая есть. Рассчитайте оплату за все дни проживания по каждому номеру гостиницы. Рассчитайте итоговые данные по гостинице: оплату за бронь, количество дней проживания в месяц, полную оплату по гостинице за месяц. Определите среднее количество дней проживания, величину максимальной и минимальной оплаты за дни проживания.

Ведомость начисления оплаты номеров гостиницы "Старт" за март 2004 г.

Номер комнаты

Тип занимаемого номера

Тип брони

Оплата за бронь (руб.)

Кол-во дней проживания

1-местный

1-местный

1-местный

2-местный

2-местный

2-местный

2-местный

Итого:

Постройте диаграммы:

· Круговую диаграмму по графе "Количество дней проживания".

· Гистограмму по графе "Оплата за дни проживания".

Ведомость начисления оплаты номеров гостиницы "Старт" за март 2004 г.

Необходимо сформировать и заполнить ведомость начисления оплаты номеров гостиницы "Старт" за март 2004 года.

Рассмотрим этапы подготовки решения задачи на ПК.

Первый этап - постановка задачи

Целью решения данной задачи является расчет оплаты за бронь и дни проживания постояльцев гостиницы "Старт" за март 2004 года.

Для решения задачи используются показатели (входная информация): номер комнаты, тип занимаемого номера, тип брони, стоимость номера с человека в день, количество дней проживания. Выходная информация: оплата за бронь, оплата дни за проживания.

Второй этап - экономико-математическое описание задачи и выбор метода ее решения

Рассматриваемая задача решается методом прямого счета.

Обозначим исходные данные:

ОБ - оплата за бронь;

ТБ - тип брони;

СНЧД - стоимость номера с человека в день;

КДП - количество дней проживания;

ОДП - оплата за дни проживания;

Оплата за бронь рассчитывается следующим образом:

ОБ = 0,25*СНЧД,

если ТБ = «группа», иначе 0.

Оплата за дни проживания рассчитывается следующим образом:

ОДП = ОБ + СНЧД*КДП.

Для решения этой задачи воспользуемся Microsoft Excel.

Третий этап - алгоритмизация

Запустим программу Excel. Работу будем выполнять на Листе 1.

В диапазон ячеек A1:G1 введем название граф. Для придания эстетичного вида шапке таблицы названия граф расположим в центре ячейки по вертикали и по горизонтали с переносом слов. Для этого выделим диапазон ячеек A1:G1, вызовем контекстно-зависимое меню (на выделенной области щелкнем правой кнопкой мыши), в меню выберем команду Формат ячеек. В появившемся диалоговом окне выберем закладку Выравнивание, установим опции: По горизонтали - по центру; По вертикали - по центру; переносить по словам и нажмем ОК.

В столбцы A, B, C, D и F введем данные, указанные в задании. Далее произведем необходимые расчеты с использованием формул. Ниже представлена расчетная таблица в формульном и числовом виде.

Таблица в формульном виде.

Номер комнаты

Тип занимаемого номера

Стоимость номера с человека в день (руб.)

Тип брони

Оплата за бронь (руб.)

Кол-во дней проживания

Оплата за дни проживания (руб.)

1-местный

ЕСЛИ(D2="группа";0,25*C2;0)

1-местный

ЕСЛИ(D3="группа";0,25*C3;0)

1-местный

ЕСЛИ(D4="группа";0,25*C4;0)

2-местный

ЕСЛИ(D5="группа";0,25*C5;0)

2-местный

ЕСЛИ(D6="группа";0,25*C6;0)

2-местный

ЕСЛИ(D7="группа";0,25*C7;0)

2-местный

ЕСЛИ(D8="группа";0,25*C8;0)

Итого:

=СУММ(E2:E8)

=СУММ(F2:F8)

=СУММ(G2:G8)

В итоге получим следующие результаты.

Номер комнаты

Тип занимаемого номера

Стоимость номера с человека в день (руб.)

Тип брони

Оплата за бронь (руб.)

Кол-во дней проживания

Оплата за дни проживания (руб.)

1-местный

1-местный

1-местный

2-местный

2-местный

2-местный

2-местный

Итого:

537,50р.

18 737,50р.

Определим среднее количество дней проживания, величину максимальной и минимальной оплаты за дни проживания. Для этого воспользуемся статистическими функциями СРЗНАЧ(), МАКС() и МИН() соответственно. Ниже представлена таблица с дополнительными расчетами в формульном и числовом виде.

Таблица с дополнительными расчетами в формульном виде представлена ниже.

Ниже представлены круговая диаграмму по графе «Кол-во дней проживания» и гистограмма по графе «Оплата за дни проживания».

Четвертый этап - программирование

Для решения этой задачи программирование не требуется.

Пятый этап - отладка

Для проверки правильности работы введенных формул надо рассчитать вручную контрольные значения.

Рассчитаем контрольные значения для комнаты 31.

ОБ = 0,25*750 = 187,5, так как ТБ = «группа».

ОДП = 187,5 + 750*4 = 3187,5.

Рассчитаем контрольные значения для комнаты 35.

ОБ = 0, так как ТБ не равно «группа».

ОДП = 650*1 = 650.

Эти контрольные значения совпадают со значениями, рассчитанными в таблице, следовательно, задание выполнено верно.

Список используемой литературы

1. Илюшечкин В., Костин А. Системное программное обеспечение - М.: Высшая школа, 2008. 127 с.

2. Руденко В.Д. Курс информатики. - К.: Феникс, 2008. - 368 с.

3. Степанов А. Информатика: Учебник для вузов. 3-е издание. 2003. - 768 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Системное, прикладное и инструментальное программное обеспечение. Наиболее распространённые пакеты прикладных программ. Назначение и структура системных программ. Заполнение таблицы и работа с итогами в Excel, фильтрация данных и построение диаграммы.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2014

    Сущность понятия "программное обеспечение". Типы прикладных программ. Современные системы программирования для персональных компьютеров. Уровни программного обеспечения: базовый, системный, служебный. Классификация служебных программных средств.

    реферат , добавлен 01.04.2010

    Определение понятия и сущности программного обеспечения. Рассмотрение основ интерпретируемых и компилируемых программ. Особенности несвободных, открытых, свободных, системных, прикладных и инструментальных программ; основные принципы их применения.

    реферат , добавлен 06.11.2014

    Сущность и назначение программного обеспечения - совокупности программ, управляющих работой компьютера или автоматизированной системы. Функции операционной системы - набора взаимодействующих программ, обеспечивающих работу (функционирование) компьютера.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2011

    Развитие интегрированных пакетов прикладных программ, механизмы, такие, как OLE и OpenDoc, обеспечивающие их совместную работу. Анализ наиболее известных комплексов, состоящих из прикладных программ, работающих как самостоятельно, так и интегрированно.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Совокупность программ, используемых в работе на компьютере. Функциональное назначение программного обеспечения, правовые нормы его использования. Операционная система и сервисные программы. Разработка компьютерных программ на языке программирования.

    презентация , добавлен 10.10.2016

    Цели и задачи программной инженерии. Понятие программного обеспечения. Шесть принципов эффективного использования программного обеспечения. Виды программного обеспечения: общесистемное, сетевое и прикладное. Принципы построения программного обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2010

    Обзор и характеристика программного обеспечения компьютера как совокупности программ системы обработки информации. Характеристика аппаратного обеспечения как комплекса электрических и механических устройств, входящих в состав ЭВМ. Взаимодействие систем.

    презентация , добавлен 23.12.2010

    Основные виды программного обеспечения. Характеристика пакетов прикладных программ. Виды и группы систем счисления. Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в двоичной системе. Компьютерные преступления.

    шпаргалка , добавлен 19.01.2014

    Классификация программного обеспечения, его особенности, назначение. Программное обеспечение для работы с текстом, изображением, прикладное, офисное, для работы в Интернете. Системы программирования, специфика программного обеспечения, что такое вирусы.







2024 © uzbek-seks.ru.